Коррекционно-развивающая работа в школе-интернате представлена скоординированной работой специальных служб, которые осуществляют диагностическую, коррекционно-развивающую (в том числе и консультационно- профилактическую) и научно-методическую работу. Диагностическая работа носит комплексный психолого-медико- педагогический характер и преследует цели всестороннего изучения особенностей психофизического развития каждого ребенка, в процессе специально организованного обследования, а так же - наблюдения в учебном процессе и во внеурочной деятельности. Все специалисты школы осуществляют просветительскую работу среди родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам оказания помощи детям, консультируют педагогов по вопросам организации коррекционной работы на уроках, а также совместно с учителями, воспитателями, администрацией школы, психиатрами принимают участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума школы в решении вопросов о переводе учащихся с одной программы на другую, изменении индивидуального режима работы школьника, направлении ребенка на надомное обучение. Особая роль в школе-интернате отводится коррекционно-развивающей работе. Целью данного направления работы является коррегирование отставания в развитии, ликвидирование пробелов в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерные для этих детей, преодоление недостатков, возникающих в результате нарушения развития, включая дефекты речи, мыслительной деятельности, пространственной ориентации, моторики, регуляции поведения, а также всестороннее целостное развитие личности ребенка. Благодаря комплексному подходу удается не только облегчить адаптацию детей в учебном заведении, но и отметить значительное продвижение в развитии детей благодаря современным психолого-педагогическим технологиям, применяемым для комплексной диагностики и коррекционно- развивающей работы. Для каждой специализированной службы школы-интерната определено свое содержание работы. Психологическая служба Детям оказывается квалифицированная помощь педагогов – психологов, которая помогает им благоприятно пройти периоды адаптации (адаптация вновь прибывших детей; переход учащихся с начального в среднее образовательное звено школы), социализации и профориентации. Работа с детьми ведется на индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях по программам «Уроки сихологического развития», «Формирование ЭВС», «Развитие коммуникативных навыков». В своей деятельности педагоги – психологи используют такие формы организации обучающей деятельности как: занятия – тренинги, деловые игры, интегрированные занятия, на которых происходит расширение репертуара приёмов эффективного общения и конструктивного взаимодействия воспитанников, формирование их произвольной регуляции и саморегуляции, развитие когнитивной и эмоционально – волевой сферы.
Психолог:
- Осуществляет психологическую диагностику детей и подростков, выявляет индивидуальные особенности интеллектуальной, эмоционально- волевой и личностной сфер ребенка; определяет круг значимых проблем, анализируя данные документов, беседы с учителями, воспитателями, родителями (лицами, их заменяющими) и результаты обследования.
- Определяет уровень готовности учащихся к освоению определенного типа программы.
- Оформляет документацию установленного образца по результатам обследования с соответствующими индивидуальными рекомендациями.
- Совместно с учителем-дефектологом составляет планы коррекционной работы.
- Оказывает консультативную и методическую помощь специалистам, учителям, воспитателям, родителям (лицам, их заменяющим), принимающим непосредственное участие в воспитании и обучении ребенка.
- Осуществляет систему наблюдений и контроль за динамикой психического развития детей с момента поступления их в школу.
- Ведет карту динамического наблюдения за развитием ребенка и оформляет документацию установленного образца, фиксируя результаты работ.
- Формирует группы психологической коррекции для детей.
- Проводит коррекционные индивидуальные и групповые занятия.
- Проводит комплексную диагностику профессиональных интересов и направленности личности. Педагогическая служба (дефектолог, логопед) Детям, имеющим трудности в развитии, необходима квалифицированная помощь дефектолога, который поможет ребенку получить правильное представление о своих потенциальных возможностях. Коррекционно- развивающие занятия с дефектологом помогают детям не только ликвидировать пробелы в знаниях, но и избежать в дальнейшем трудностей в освоении материала, обрести уверенность в своих силах. Дети занимаются индивидуально и в подгруппах, которые формируются из учащихся одного класса или араллельных классов, на основе диагностических данных.
Дефектолог:
- Выявляет уровень сформированных знаний, умений и навыков, а так же его резервные возможности.
- Проводит всестороннее изучение психического развития ребенка.
- Ведет наблюдение за умственной, эмоциональной и социальной зрелостью ребенка.
- Участвует в работе психолого-медико-педагогической комиссии по определению типа обучения ребенка.
- Составляет индивидуальные рекомендации по определению пробелов в знаниях.
- Оформляет документацию установленного образца по результатам обследования и планирует направления и содержание коррекционной работы.
- Проводит индивидуальные и групповые занятия по устранению пробелов в знаниях ребенка.
- Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим) для закрепления положительных результатов занятий по устранению пробелов в знаниях ребенка.
- Консультирует педагогов в выборе технологий специальной педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении. Неправильное произношение некоторых звуков, нарушение фонематического слуха не позволяет ребенку четко различать звуки родного языка, что может привести к нарушению чтения и письма. Поэтому глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие речевого слуха, грамматической стороны речи и словоизменения, артикуляционной моторики, связной речи и, наконец, коррекция произношения.
Логопед:
- Проводит углубленное логопедическое обследование детей для определения уровня речевого развития, выявления специфических речевых нарушений и структуры дефекта.
- Комплектует группы учащихся с различной речевой патологией в зависимости от возраста и речевого диагноза.
- Проводит индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия.
- Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для закрепления положительных результатов коррекции вне занятий. . Оказывает методическую помощь специалистам по вопросам дифференциальной диагностики речевых нарушений у учащихся. 6. Оформляет документацию установленного образца по результатам обследования, планирует направления и содержание коррекционной работы.